Содержание:
Привет! Меня зовут Максим Морев, я СТО в Газпромбанке. Руковожу 25+ разработчиками и двумя проектами: «Цифровой рубль» и «Единая биометрия». Каждый день просыпаюсь в 6:00 утра и с азартом сажусь за работу. Не переживайте, меня не держат в заложниках: всё делаю осознанно и по любви:)
Но 15 лет назад все было иначе. Я был программистом в подрядной организации Вымпелкома, считал, что скоро достигну своего профессионального потолка и собирался кардинально поменять жизнь, став фэшн-фотографом. Что и сделал.
Теперь хочу поделиться историей своего путешествия «Туда и обратно» (как у Толкиена, помните?). Рассказать, почему фотография — это тоже программирование, чем «художественный взгляд» помогает в работе СТО и как решиться на перемены, чтобы потом дорожить каждым сантиметром пройденного пути.
Генетический код activated: зачем я ушел из IT в фотоиндустрию
Оглядываясь назад, я понимаю, что стать фэшн-фотографом после семи лет работы в IT было не таким уж и неожиданным решением. Мой папа — фотокорреспондент ИТАР ТАСС, поэтому интерес к этой сфере заложен, можно сказать, в моем генетическом коде. Отец всегда отговаривал меня идти по его стопам: «Максим, не надо в фотографию. Занимайся IT, вот профессия будущего».
Первое время я так и делал. В школьные годы учеба шла не очень хорошо, и у меня были вечные проблемы с учителями. Зато потом я полюбил учиться и даже окончил с красным дипломом Белгородский университет по специальности инженер-программист. Со второго курса работал. Сначала системным администратором, где стал изучать Linux, FreeBSD, OpenBSD, потом занялся веб-разработкой на PHP. К окончанию вуза у меня было три года рабочей практики. Вскоре в Белгороде наскучило: я разместил резюме на HeadHunter и за три дня нашел работу в Москве. Переехал в столицу и попал под обаяние огромного города с огромными возможностями.
На PHP я не остановился. Чтобы выбрать новое направление, проанализировал требования по самым высокооплачиваемым вакансиям. В итоге изучал Java, — самостоятельно. Параллельно проходил сертификацию в Oracle и собеседования, которые складывались не всегда гладко из-за нехватки практики. Но потом все получилось. Я устроился джуном на Java 5.0 в подрядную организацию Вымпелкома. К нам присоединился классный разработчик, который познакомил нас с передовыми на тот момент, но смешными по сегодняшним меркам Hibernate 3.0 и Spring 2.0. Это была совершенно другая разработка, зарождение тех принципов, которыми мы пользуемся сейчас. Помню, как мы пришли к нашему архитектору и предложили перейти на новый стек. Но одобрения не получили, а я начал разочаровываться в профессии.
Я был молод, наивен и суперзамкнут на самом себе. В IT мне не хватало размаха — так тогда казалось. Из профессиональных перспектив я видел позиции старшего разработчика, затем — архитектора. Этого было для меня недостаточно.
Однажды приятель рассказал, что его друг пошел работать ассистентом фотографа. Эта история активировала мой «генетический код». Я решил закрыть гештальт из детства и нашел фотографа, которая согласилась взять меня в ассистенты без особых знаний и навыков.
Терзали ли сомнения? Казался ли поступок прыжком веры? Определенно. Но мне нужен был вызов, чтобы проверить, чего я на самом деле стою. Так передо мной распахнулись двери в мир рекламы, моды и гламура, под очарованием которого я провел следующие семь лет.
От помощника фотографа до публикаций в Vogue: моя новая карьера, ее зенит и завершение
Между IT и фэшн-фотографией нет ничего общего. Но это только на первый взгляд. Чем дольше я варился в новой индустрии, тем больше объединяющих признаков находил.
Как и в IT, я начинал с базовой позиции — будучи ассистентом мне пришлось многому учиться, чтобы повысить грейд. Около пяти лет ушло, чтобы стать коммерческим фотографом. Тогда мои билборды появились на Новой Риге, а публикации — в Vogue и Esquire.
Как и в IT, для получения первоклассного результата потребовалось разобраться во многих смежных областях: история моды, фэшн стайлинг, изобразительное искусство, даже мейкап (ведь тональное средство напрямую влияет на равномерность кожи на изображении). Важно было понимать, как работают стилисты, визажисты, актеры и другие участники съемок, знать профессиональный почерк каждого и учитывать его при подборе команды. По сути фотограф «программирует» изображение, оперируя тысячами деталей: от композиции в целом до того, как сочетается прическа, силуэт платья и макияж модели. Если углубиться в детали, такого мастера правильно называть не фотографом, а Image Maker, то есть дословно “творцом изображения”. Спасибо за это видение школе Nick Night mastered (2015). К слову, в IT есть Software Craftsman — фулстек разработчик, понимающий в DevOps и способный поговорить с клиентом. Кстати, очень похожая роль у CTO в моей вселенной.
И, наконец, как и в IT, ни один фотопроект не обходился без управления. Image Maker — часто и тимлид, и product owner в одном лице. Image Maker руководит съемочной группой, актерами, моделями. А еще общается с заказчиком, занимается планированием, формирует бюджет, режет «косты» (куда без этого) и отвечает за результат всего проекта.
Чтобы снять сногсшибательную масштабную фотоисторию потребуется:
- собрать команду экспертов разных областей, которые любят свое дело, у которых горят глаза;
- сформулировать просто идею, которая должна быть понятна зрителю и заказчику;
- кратко и точно описать задачу экспертам;
А дальше профессионалы с горящими глазами все сделают, а Image Maker будет немного направлять их и нажимать на затвор. Похоже на Agile-разработку в продуктовых командах? В IT-производстве так же. Команда из мотивированных экспертов разных областей может показывать прекрасный результат: главное ставить понятную и правильную цель людям, которым интересно делать свою работу.
В итоге фотоиндустрия стала для меня своего рода аналогом IT (программирование изображения и людей), со сложным рынком, и часто физически тяжелой работой. Ассистентом приходилось много времени проводить на ногах, носить тяжелое оборудование, не спать сутками, много общаться с людьми. Помню, как после многочасовых съемок заснул, стоя на эскалаторе.
Где я действительно уперся в потолок, так это в идее самой коммерческой фотографии. Это долгая философская история. Но как-то я спросил себя: «Максим, ты многое изучил, многому научился. Неужели ты хочешь фотографировать вещи и баночки всю жизнь?» Ответ был очевиден. Я стал готовить почву для возвращения в IT.
Тренируйтесь на кошках: как я вошел в IT после долгого перерыва
Возвращение было плавным и заняло около 3-х лет. Я продолжал работать фотографом, параллельно восполнял пробелы в IT-знаниях и навыках: проходил курсы, читал книги, штудировал интернет-ресурсы, не упускал любой возможности практиковаться.
Первые полтора года я программировал разную мелочь для знакомых. Затем решил взяться за образование системно, как я когда-то сделал это с фотографией. Как фотограф Ник Найт, который год сидел в библиотеке и изучал книги по фотографии в Лондоне, чтобы понять, как именно хочет снимать коммерцию, а главное, что снимать не будет. Он не хотел объективизировать женщин как Хельмут Ньютон и Ги Бурдэн. И у него получилось найти свой уникальный стиль и занять нишу в фотовселенной.
Шесть месяцев изучал мобильную разработку на Android, подумывал уйти во фронтенд. Но понял, что мне будет скучновато просто управлять виджетами, что хочу создавать приложение полностью: от бэка до фронта. При этом бэк мне нравился больше, поэтому основную экспертизу решил качать в нем. Второе полугодие ушло на предметное изучение Spring, Docker, Kubernetes — релевантного стека распределенных технологий, которым нужно было овладеть для устройства на хорошую работу (как показал мой анализ требований к кандидатам).
Я изучал все, что мне было интересно и могло пригодиться в карьере. Полученные знания я оттачивал на практике: подрабатывал в стартапах знакомых, прогал разную мелочевку, например телеграмм-бот поддержки. Разработал интернет-магазин для жены, параллельно экспериментировал с актуальным стеком технологий: K8S, виртуалки, DigitalOcean, AWS, Github Actions и т.д. Онлайн-бутику не были нужны микросервисы и кубер, но я хотел потрогать все своими руками.
Так к концу периода моего самостоятельного системного обучения и погружения в изменившийся за семь лет мир IT я получил долгожданный оффер — позицию мидл-разработчика на Java в крупном банке. Каждый день после работы я по два-три часа учился и погружался в микросервисную архитектуру. Экспериментировал с чистым кодом, изучал Flutter, Quarkus, исследовал RedHat Developers Community и релевантные моим интересам курсы на Pluralsight: от Istio Service Mesh до DDD (Domain Driven Design), TDD (Test Driven Development) и т.д. Кстати, на той работе мой дух предпринимательства и любовь к инженерным практикам оправдали себя, и я стал TDD Advocate: активно работал с разработкой от тестирования.
Через год и семь месяцев меня позвали сеньором в Газпромбанк. Затем были достижения, тимлидерство, и, наконец, должность СТО. Вообще Газпромбанк — лучшее, что со мной произошло за мои 11 лет в IT. Он стал плацдармом для профессионального взлета и интенсивного экспертного развития по 12 часов в сутки (но это стоило того 100%).
Странным образом совпал мой квартальный план по TDD и DDD с проектом MVNO в ГПБ. Одним из итогов стал доклад на JPoint на тему DDD+TDD (предметно ориентированное проектирование c прагматичными тестами).
Тяга к знаниям и комьюнити: принципы, которые помогают мне развиваться (и вам наверняка помогут)
Моя вторая попытка «приручить» IT оказалась намного удачнее первой. В этот раз удалось в сжатый срок продвинуться по карьерной лестнице и возглавить два перспективных и серьезных направления в Газпромбанке. Безусловно, свою роль здесь сыграл наработанный ранее бэкграунд в IT и в фотографии. И все же ключевой вклад внесли некоторые мои принципы и действия, которыми я с удовольствием делюсь.
Регулярно самообразовываться
С момента возвращения в IT и до недавнего времени я каждый день после работы уделял по три часа повышению собственной экспертизы в разработке: читал профессиональную литературу, изучал новые технологии, делал собственные проекты. У меня в шкафу есть свой Kubernetes, и я регулярно экспериментирую с кластером.
Если суммировать эти «внерабочие» часы на обучение, то к каждому году стажа среднестатистического сотрудника я могу смело плюсовать 30%, что, конечно, ускоряет процессы профессионального роста. Я занимаюсь самообразованием до сих пор, однако недавно сократил количество таких дней с пяти до трех в неделю, чтобы уделять больше времени семье.
Важно понимать и то, что все придумано до нас. В каждой профессиональной вселенной есть свои best practices, которые стоит изучить и применять. Более того, не нужно десятилетиями ходить по кругу: уделите особое внимание качеству знаний, которые вы получаете, и буст карьеры вам обеспечен. Как наличие фотокамеры не сделает нас фотографом, так и знание языка программирования или фреймворка не сделает нас хорошими инженерами. Поэтому учитесь правильным вещам и перенимайте опыт у лучших.
Фиксировать свои цели
У меня есть ежеквартальные персональные цели, которые связаны с самообразованием, улучшением знаний и скиллов. Я составляю списки того, что нужно выучить и освоить, и вношу их в план на ближайшие три месяца. Когда по работе всплывает необходимость применить ту или иную новую технологию, часто получается, что я с ней уже знаком. В идеале когда интересная тема в ИТ и работа полностью совпадают как у меня сейчас - наконец-то я после работы могу отвлечься от ИТ.
Взаимодействовать с профессиональным сообществом
Для профессионального роста очень важна среда, в которой мы обращаемся. Именно комьюнити подталкивает нас к росту, обеспечивает поддержку и необходимый нетворкинг. К счастью, в Газпромбанке сложилась именно такая атмосфера. Более того, мы на том этапе зрелости, когда можем сформировать чуть ли не лучшее профессиональное комьюнити в индустрии благодаря новому ИТ-руководству. Я рад работать в одном строю с Алексеем Ульенковым, Романом Китаевым, Александром Черушниковым.
Софт-скиллы, наблюдательность и другие навыки из фотокарьеры, которые помогают в IT
Я часто выставляю композиции на столе. Делаю это неосознанно. Вот сейчас поставил бутылку с водой так, чтобы грани не пересекались с ковриком для компьютерной мыши. Что поделать, натренированный до автоматизма художественный взгляд. А если без шуток, опыт в фотографии очень помогает мне в работе СТО.
Во-первых, я серьезно прокачал софт-скиллы. Теперь легко коммуницирую с совершенно разными людьми, хотя когда-то был закрытым и необщительным человеком. Люблю передавать знания и стараюсь это делать максимально просто и доступно.
Но главное — работа фотографом сделала меня очень наблюдательным, помогла вникнуть в суть вещей. Простота и прозрачность процессов — очень важна. А в основе простоты лежит понимание базовых принципов. Как мне когда-то объясняла в университете моя любимая преподавательница по вычислительной математике Елена Николаевна Сергиенко: все большое строится из малых частей и этот универсальный принцип применим к любой сфере. Благодаря фотографии я увидел, как из множества разных кубиков создается цельная картина. А понимание, как конструируется изображение, позволило разобраться, как разрабатывать большие сложные приложения.
Вместо заключения: «Делай правильные вещи»
Я не жалею ни об одном своем решении. Наоборот: дорожу каждой минутой опыта. И хочу дать совет специалистам, которые хотят кардинальных перемен, но сомневаются.
Мне было страшно менять профессию, еще страшнее возвращаться в IT. Но я понимал, что жизнь одна, и если сейчас не выйдешь из зоны комфорта, то не сделаешь этого никогда.
У меня в голове постоянно крутится диалог из фильма Do the Right Thing (1989) про афроамериканца в Бруклине. Там молодой парень спрашивает старика: «Дед, слушай, я окончил колледж, что мне теперь делать-то?». А тот ему отвечает: «Делай правильные вещи». В том смысле, что следуйте зову своего сердца. Не бойтесь поверить себе и в себя. Однажды преодолев страх, вы навсегда расширите собственные границы возможного.